«Любите Маршака, учитесь у него!» - эти слова, как вспоминает Л. Пантелеев, были сказаны ему А.М.Горьким ещё в двадцатые годы. И в самом деле С.Я.Маршак (1887 – 1964) был мудрым другом и наставником многих поэтов, работающих в детской литературе. Его талант был многогранен, а поэтическая энергия – неиссякаемая на протяжении более чем полувека творческой деятельности.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября в 1887 году в городе Воронеже, в семье мастера – химика. Детские и первые гимназические годы он провёл в небольшом городе Острогожске Воронежской губернии. Рано, ещё в детстве, начал писать стихи, которые печатались в дореволюционных журналах с 1904 года. На литературную деятельность Маршака и его отношение к искусству оказали решающее влияние два события. Первое из них – знакомство с известным критиком В.В.Стасовым в 1902 году во время приезда Маршака на летние каникулы в Петербург. Второе – знакомство с Горьким в доме Стасова в 1904 году, когда Маршак уже учился в 3 классической Петербургской гимназии. Горячее участие в судьбе талантливого юноши принял М. Горький. Эта встреча определила очень многое во всей дальнейшей творческой судьбе поэта. В 1904 – 1906 годах Маршак живёт в семье Горького в Ялте, учится в ялтинской гимназии; систематически публикуются в различных периодических изданиях его произведения, лирические и фельетонные, оригинальные и переводные. В 1906 году, когда Горький уезжает за границу, Маршак возвращается из Ялты в Петербург, а затем начинается его профессиональная литературная и журналистская деятельность в разных городах России. В 1912 году он едет в Англию. Там Маршак учится в Лондонском университете, много ездит по стране, приобретая подлинные знания не только языка, но и жизни английского народа, его литературы и искусства. Летом 1914 года незадолго до начала первой мировой войны, Маршак возвращается в Россию. Первые годы после революции Маршак живёт в Краснодаре, там же начинается его работа для детей пьесой «Летающий сундук», написанной совместно с Е.Васильевой. В 1921 году Маршак возглавляет новое, необычное учреждение для детей _ «Детский городок», созданное группой энтузиастов _ педагогов, артистов, художников. В 1922 году была напечатана его первая детская книга – сборников пьес-сказок, написанных по мотивам устного народного творчества. В детскую литературу Маршак пришёл зрелым мастером, много лет работавшим как поэт, переводчик, журналист. В основу многих стихотворений, созданных в 20 – е годы Маршаком положены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. Тема счастливого детства в творчестве Маршака _ магистральная, потому что ею объединяются основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности. Любимым у Маршака, при всей его лёгкости общения с детьми и взрослыми разного возраста, был возраст 4 года.
УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ Самуил Маршак Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете. Сколько ей было лет? Сколько зим, Столько лет, — Сорок А еще нет. А всего четыре года. И был у нее… Кто у нее был? Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок. Стала девочка котенка спать укладывать. — Вот тебе под спинку Мягкую перинку. Сверху на перинку Чистую простынку. Вот тебе под ушки Белые подушки. Одеяльце на пуху И платочек наверху. Уложила котенка, а сама пошла ужинать. Приходит назад, — что такое? Хвостик — на подушке, На простынке — ушки. Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо: Под спинку — Перинку. На перинку — Простынку. Под ушки — Подушки. А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое? Ни перинки, Ни простынки, Ни подушки Не видать, А усатый, Полосатый Перебрался Под кровать. Разве так спят? Вот какой глупый котенок! Захотела девочка котенка выкупать. Принесла Кусочек Мыла, И мочалку Раздобыла, И водицы Из котла В чайной Чашке Принесла. Не хотел котенок мыться — Опрокинул он корытце И в углу за сундуком Моет лапку языком. Вот какой глупый котенок! Стала девочка учить котенка говорить: — Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: мяу! — Скажи: ло-шадь. А он говорит: мяу! — Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: мяу-мяу! Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок! Стала девочка котенка кормить. Принесла овсяной кашки — Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиски — Отвернулся он от миски. Принесла кусочек сала. Говорит котенок: — Мало! Вот какой глупый котенок! Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку, И давай его катать — Из-под стула под кровать, От стола до табурета, От комода до буфета. Подтолкнет — и цап-царап! А потом загнал под шкап. Ждет на коврике у шкапа, Притаился, чуть дыша… Коротка кошачья лапа — Не достать карандаша! Вот какой глупый котенок! Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад. Люди спрашивают: — Кто это у вас? А девочка говорит: — Это моя дочка. Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки? А девочка говорит: — Она давно не мылась. Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы? Девочка говорит: — Она давно не брилась. А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок — усатый, полосатый. Вот какой глупый котенок! А потом, А потом Стал он умным котом, А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.
|