Россия | |
Родился: | 12 июля 1916 г. |
Умер: | 29 апреля 1982 г. |
Петроний Гай Аматуни родился в станице Великокняжеской, ныне город Пролетарск Ростовской области. Мать его была казачкой из местных, отец — армянин по имени Гай. Род Аматуни считался дворянским.
Детство П. Г. Аматуни прошло в Армении (в романе «Тиунэла» встречается явно автобиографический пассаж: «Вот если бы я смог снова начать свою жизнь, сохранив при этом приобретенный опыт, то... Гм! Боюсь, что как некогда в Ереване, я снова стал бы вождем краснокожих, Черной пантерой, трижды бежал к берегам Амазонки и трижды был бы доставлен домой работниками милиции, затем стал бы «гипнотизером» и усыплял всех собак и кошек Векиловской улицы, писал бы фантастические поэмы, снимался в массовых сценах армянского фильма «Первые лучи», строил бы летающие модели самолетов»), юность — в Москве. Имя Аматуни упоминается в известной книге Ольги и Сергея Бузиновских «Тайна Воланда» среди учеников Роберта Бартини, с примечательным комментарием: «Но кто такие Г. Альтшуллер, Ю. Долгушин, А. Полещук, П. Аматуни?»
С шестнадцати лет юноша Аматуни, влюбленный в авиацию, начинает трудовую жизнь — работает инструктором по авиамоделизму. С этого момента авиация становится частью его жизни, а позже — и литературного творчества. В 1932 году он начал летать на планерах. «Увлекался авиацией, как многие молодые советские парни в то время, — рассказывал о своих первых полетах П. Аматуни. — Думал, что мой путь уже определился сразу и навсегда».
Начав Отечественную войну в кавалерийских частях, он после госпиталя был направлен в училище лётчиков-истребителей ВВС, по окончании его (1944) был оставлен лётчиком-инструктором. Демобилизовавшись после войны из рядов Советской Армии, П. Аматуни работал лётчиком-инструктором в ДОСААФ; с 1953-го по 1968 год работал в Ростовском авиаотряде «Аэрофлота». Коллеги вспоминают, что это был добрый, уважительный человек, но «карьеры не сделал — так всю жизнь и проработал вторым пилотом на ИЛ-14» (поршневой самолёт с двумя двигателями на 30 мест). Умер от разрыва аорты.
Первый рассказ Аматуни появился в центральной газете ВВС «Сталинский сокол». Первые литературные шаги связаны с темой авиации. Но знаменательно и другое: «Маленький лётчик Пирр» — сказочная повесть. То есть уже тогда определилась склонность будущего писателя к жанру сказки и научно-фантастической прозы. После первой книги был написан ряд реалистических повестей, рассказов, очерков, которые засвидетельствовали серьёзность литературной заявки, поиск стиля, манеры (рассказ «Чен» (1953), очерки о пилотах «4000000 километров» (1954), сборник очерков «На борту воздушного корабля» (1954), сборник «На крыльях» (1955) и другие).
В СП СССР принят в 1958 г. Был уполномоченным Литфонда по Ростовской области.
Документальная повесть «Небо людей», опубликованная в журнале «Дон» в 1971 году, написана на основе личных воспоминаний писателя об эпохе становления нашей авиации, о лётчиках Отечественной войны и сегодняшнего дня.
Что бы ни писал П. Г. Аматуни — фантастический роман, рассказ или очерк, историческую миниатюру или сказку — в центре писательских раздумий его неизменно находятся современные проблемы мира и человеческой судьбы. Это сообщает произведениям П. Аматуни человечность и эмоциональность.
Произведения его переведены на армянский, киргизский, чешский языки.
П. Г. Аматуни награждён несколькими медалями. Был членом КПСС.
http://fantlab.ru/autor3013
Высокое небо "Сказок Тихого Дона" (писатель Пётр Лебеденко)
20 марта 2016 года исполнилось столетие со дня рождения замечательного ростовского писателя Петра Васильевича Лебеденко. Юбилейные даты Михаила Шолохова и Анатолия Калинина отмечают пышно, а вот столетие Петра Лебеденко пройдет куда более скромно. Хотя его книги читают и знают и сегодня, а судьба фронтового летчика, ставшего прекрасным прозаиком сама по себе достойна приключенческого романа. Мы повстречались с дочерью и внучкой Петра Лебеденко - Еленой Петровной и Елизаветой Юрьевной Лебеденко. Они поделились семейными воспоминаниями о том, каким был этот замечательный человек...- ПЕРВАЯ ВЫСОТА
- Детство будущего писателя прошло в Азове. Здесь же он еще мальчишкой впервые увидел самолет и сразу влюбился в небо. Как это произошло, лучше всего рассказал сам Петр Лебеденко в одном из своих автобиографических произведений.
- «Было мне, кажется, лет десять, когда я впервые увидел летчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолет, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и само собой, впереди всех - мальчишки...
- Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо-машины - весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный. До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели. Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Через час летчик улетел.
- В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрываю глаза - и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо»...
- Мальчишеские мечты сбылись ровно через десять лет. В 1936 году Петр Лебеденко поступил в Батайское авиационное училище гражданского воздушного флота. Четыре года учился летать на самолетах У-2, легендарных «небесных тихоходах», вошедших в книги, фильмы и песни. Примечательно, что экзамены у молодых выпускников батайского училища принимал советский ас Валерий Чкалов.
- Петр Лебеденко получил назначение в эскадрилью ГВФ (предтеча «Аэрофлота») в Уфе. Летчики обслуживали весь Северный Урал и Заполярье. Летал над тундрой, ночью, в непогоду. Когда началась война в Испании, попросился добровольцем, но не взяли: «Ты нужен здесь».
- ЛЕТАЛ НАД ПРОПАСТЬЮ
- На фронт Петр Лебеденко был призван в 1941 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Группа пилотов У-2 была направлена в Краснодар, где формировался специальный полк, состоящий из летчиков ГВФ. О том, как воевали пилоты гражданского воздушного флота, свидетельствует то, что в конце войны полк получил название «23-й Берлинский, орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационный полк ГВФ». В нем было много товарищей Лебеденко по Батайскому училищу. И еще одна цифра: из 92-х летчиков-батайцев с войны вернулись только девять человек.
- У-2 летали преимущественно ночью: для разведки, связи, снабжения партизан. Днем они становились слишком легкой добычей вражеских истребителей. Самолет представлял из себя деревянную конструкцию, обтянутую промасленным перкалем - специальной авиационной тканью. Из оружия у летчика _ только личный пистолет и триста килограммов бомб. Зато с земли по самолету-тихоходу, мерно жужжащему своим мотором, противник ведет огонь из всех видов оружия. И никакой защиты...
- Лебеденко участвовал в кровопролитных боях за Марухский перевал - ключевую точку в обороне всего Кавказского хребта. Под огнем противника он сумел посадить на маленький горный пятачок свой самолет, груженый боеприпасами и медикаментами, чем обеспечил боеспособность нашего подразделения, сражавшегося в окружении. Лебеденко сумел еще и взлететь, разогнавшись по короткой тропе над пропастью.
- Свою первую награду – орден Красной звезды лётчик получил за выполнение ответственного задания (вывоз важных документов из немецкого окружения) в сложной боевой обстановке.
- В войну случалось всякое. И в Югославии летал к партизанам, и в Польше случалось попадать в переплеты. Всего Лебеденко совершил более 800 боевых вылетов. В одном из полетов его самолет был подбит зенитным огнем. Летчик сумел приземлиться, но получил тяжелое ранение, потерял много крови. Едва живого, его доставили в госпиталь, и жизнь летчику спасла военная медсестра Татьяна Кулешова, которая дала Лебеденко свою кровь.
- Победу Петр Васильевич встретил в поверженном Берлине. Орденов и медалей домой привез столько, что не помещались на гимнастерке. В том числе иностранные, такие как польский «Серебряный крест»...
- «Когда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, - тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни», - вспоминал впоследствии писатель Петр Лебеденко. О летчиках он написал четыре романа, лучший из которых - «Четвертый разворот», лег в основу сценария кинофильма...
- ПИЛОТ ШОЛОХОВА
- Однажды Лебеденко получил приказ вывезти с передовой линии, из-под огня противника, корреспондента «Красной звезды». Невысокий остроглазый полковой комиссар с четырьмя «шпалами» в петлицах запомнился летчику, хотя их встреча была мимолетной. Когда благополучно приземлились, Лебеденко узнал фамилию военного корреспондента: Михаил Шолохов.
- Демобилизовавшись, Петр Васильевич продолжил воздушную службу на земле. Он получил назначение на должность начальника небольшого аэропорта в городе Миллерово. И здесь состоялась вторая встреча с Шолоховым. Михаил Александрович вспомнил летчика, который вывозил его в 1942-м с передовой, и фронтовое знакомство превратилось в дружбу. Когда Шолохов приезжал из Ростова или Москвы на поезде на станцию Миллерово, дальнейший путь он предпочитал преодолевать на самолете-«кукурузнике». И настаивал, чтобы за штурвал садился Петр Лебеденко.
- И все же самолеты нечасто летали из аэропорта Миллерово. Бывший фронтовик откровенно скучал в сельской глуши. Пока в один из дней на него не нашло настоящее озарение.
- «Почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть, - вспоминал Петр Васильевич. - И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба. Так и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу».
- Классическое начало в итоге обернулось не рассказом о глухом аэродроме, а первой новеллой цикла «Сказки Тихого Дона» - пожалуй самым читаемым произведением Петра Лебеденко. «Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило», - вспоминал писатель.
- К вечеру одна из сказок была написана. Наутро Лебеденко принялся за следующую, назвав ее «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали перед воображением писателя яркие образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое - Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую. И герой сказки, Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи...
- «Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно», - вспоминал Петр Васильевич.
- Судьба первой книги оказалась счастливой. Воспользовавшись близким знакомством, Лебеденко показал свою рукопись Михаилу Шолохову. «В этом парне что-то есть. Пусть пишет!», - сказал Михаил Александрович.
- «Сказки Тихого Дона» впервые вышли в свет в «Ростиздате» в 1950 году, и с тех пор выдержали множество переизданий. В том числе полумиллионными тиражом книгу выпустило издательство «Детская литература».
- ДВЕ МУЗЫ
- Шолоховское благословение определило писательскую судьбу Петра Лебеденко. Он всерьез занялся литературным трудом. Начиная с 1954 года одна за другой выходят книжки приключенческих повестей и рассказов для подростков: «В дальнем лимане», «Клуб отважных», «Компас», «Шхуна «Мальва» и другие.
- Также по совету Шолохова П.В. Лебеденко написал ряд произведений о летчиках, как военных, так и гражданских. Потом стали появляться романы и повести: «Льды уходят в океан» (о жизни Крайнего Севера), «Люди, как реки...» и «Черные листья» (о нелегком труде шахтеров), «Повесть о разведчике»...
- В романе «Красный ветер» в основе сюжета лежит борьба с фашизмом в Испании в 1936 году. В романе много батальных сцен, и особенно ярко показан драматизм воздушных боев. Главная идея, выраженная одним из героев произведения, удивительно актуально звучит и сегодня: «Жизнь по самой сути бессмертна, значит, она сметет фашизм».
- В 1957 году Петр Лебеденко вступает в Союз писателей СССР. Вместе с этим изменяется и его личная жизнь.
- Еще в годы учебы в летном училище Петр встретил свою судьбу - прелестную романтическую девушку Валентину, студентку Таганрогского педагогического института. Она стала его женой и в течение 24 лет была его неизменным преданным другом, помощницей и музой. Не раздумывая отправилась за мужем на Урал после окончания лётного училища, после войны переехала вместе с ним в скромный глинобитный дом в Миллерово, куда Пётр Васильевич был назначен начальником аэропорта.
- - Валентина Андреевна была первым редактором, машинисткой и советчиком в литературном творчестве для Петра Васильевича, - рассказывает Е.П. Лебеденко. - Духовность мамы, ее высокая культура в сочетании с педагогическим образованием были опорой в первых литературных опытах начинающего писателя.
- Став профессиональным писателем и перебравшись в Ростов, Петр Васильевич Лебеденко близко знакомится с редактором Ростовского книжного издательства Маргаритой Ивановной Лагуновой. Сердцу не прикажешь, у писателя появилась другая муза. Отныне, и до последних минут жизни Маргарита Ивановна оставалась верной спутницей Петра Лебеденко и в жизни, и творчестве.
- Петр Васильевич был счастливым, любящим отцом, дедом пятерых внуков и трижды - прадедом. Старшая дочь Елена - врач, в течение 15 лет она руководила клиникой Ростовского государственного медицинского университета. Двое сыновей сегодня живут в Лондоне. Особенной гордостью Петра Васильевича была старшая внучка, сейчас - доктор медицинских наук, профессор кафедры Ростовского медуниверситета Елизавета Лебеденко. Династию медиков продолжает правнучка Маша, которая завершает учебу в медуниверситете.
- Донские писатели Пётр Лебеденко и Виталий Закруткин
- С 1976 года и в течение 18 лет Петр Лебеденко бессменно избирается председателем Ростовского отделения Союза писателей. Много времени и сил он отдает административной деятельности. Решает бытовые проблемы коллег по писательскому цеху. Работает с молодежью. При нем творческая организация получила прекрасный особняк - Дом писателей на улице Пушкинской, 114.
- В доме Петра Лебеденко, окна которого выходят на набережную Дона, и на его даче в станице Мелиховской, побывали многие известные деятели искусства. Частыми гостями были писатели Юрий Бондарев, Анатолий Калинин и Виталий Закруткин, приезжали английские коллеги Джеймс Олдридж и Памела Хенсфорд Джонсон. В станице Мелиховской звучал живой голос Владимира Высоцкого.
- За свою творческую деятельность Петр Васильевич был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Петр Лебеденко стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».
- Писатель-фронтовик ушел из жизни 11 февраля 2003 года.
- ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД
- Несмотря на огромную занятость общественной работой, Петр Васильевич, по воспоминаниям родных, свято соблюдал принцип «Ни дня без строчки!». Писательский труд был и делом жизни Лебеденко, и его тяжелой, подчас неподъемной ношей. Ждал ли он вдохновения? По воспоминаниям близких - далеко не всегда. Он говорил, что иногда наступала полнейшая отрешенность, апатия, но не было дня, чтобы он не брал в руки перо...
- «Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение штука изменчивая. Вечный союзник - труд. Тяжкий, почти каторжный», - так говорил о своей писательской работе Петр Васильевич Лебеденко.
- Чем покорили сердца читателей романы и повести Петра Лебеденко, почему они получили широкое признание как на Дону, так и далеко за его пределами? Какие мысли желал оставить потомкам ростовский писатель, каждый день нанося новые строки на чистом бумажном листе?
- «Сказки Тихого Дона» давно вошли в золотой фонд русской литературы, став ярким примером авторской фольклористики. Ярко и образно писал Петр Васильевич и о трудной службе летчиков, о войне, о верности долгу Родине, о дружбе, о подлости и предательстве.
- Романы Лебеденко интересны нарисованными в них характерами советских людей. Герой его произведений _ человек, живущий интересами своей страны. В нынешнее время это воспринимается как некий анахронизм. Но по-другому просто не мог писать летчик-фронтовик, замечательный ростовский прозаик Петр Васильевич Лебеденко.
- Александр ОЛЕНЕВ.
- Публикация - газета «Вечерний Ростов», 18 марта 2016 года. http://rslovar.com/content/
КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ
(22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года)
- известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель и общественный деятель.
В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в станице Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года - корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на Дону.
В 1941 году опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Калинин - фронтовой корреспондент «Комсомольской правды». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).
После войны Калинин поселился на Дону. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968). В романе «Запретная зона» (книга 1, 1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала.
Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958). Калинину принадлежат также повесть «Цыган» (части 1-3, 1960-1970; одноименный фильм, 1967), роман «Гремите, колокола!» (1967), посвященный проблемам семейного воспитания, книга очерков о М.А. Шолохове «Вешенское лето» (1964) и другие.
Для произведений Калинина характерна постановка важных вопросов современной жизни. Калинин - последователь шолоховской традиции. Ряд его произведений переведён на иностранные языки. Награжден 3 орденами, а также медалями. Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.
В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем - это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».
***
О писателе
«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности — состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».
Во́льфганг Ка́зак (1927 — 2003,) — немецкий славист и литературный критик.
Певец Донского края
Главное достояние Донского края – люби, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Салженицина, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.
Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 года, в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем
войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели.
«Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту