Ах, этот день двенадцатый апреля, как он пронёсся по людским сердцам. Казалось, мир невольно стал добрее, своей победой потрясённый сам. Как гремел он музыкой вселенской, тот праздник, в пёстром пламени знамён.
Славному празднику - Дню космонавтики посвящается это мероприятие.
И так, представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром.
ЦЕНТРИФУГА.
Для обоих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнуре висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. За правельностью ответов следят помощники ведущего. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.
НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ.
Всем известно, какие фантастические картины создаёт замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полёта на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
- Представьте себе - говорит ведущий, - что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то не дорисовано. Вам показывают другие картины - опять та же история: в каждой не хватает какой-то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно художественного вкуса.
ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ.
Это соревнование ещё называется "летающие колпачки", только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на 1,5 метра. Если дуть равномерно в колпачок-ракету, то она заскользит по натянутой нити. В соревновании могут участвовать столько человек, сколько нитей вы сможете протянуть.
И так, ракеты выстроены в ряд. Ведущий считает: "Четыре, три, два, один. Старт!" Чья ракета быстрее достигнет цели, тот и победитель.
НЕВЕСОМОСТЬ.
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам пока побывать не удастся. А в придуманной - можно. Как же можно создать невесомость? Соревнующиеся могут встать на стулья на одной ноге. Затем взять мячик и подбрасывать его и ловить. Сколько раз они смогут подбросить и поймать мячик ЛЕВОЙ рукой? Кто это сделает больше, тот и победитель.
ЦВЕТЫ В КОСМОСЕ.
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно "вырастить" цветы в космосе за пять минут. Кто больше сделает красивых цветов и "посадит их в горшок?
ОДЕТЬ КОСМОНАВТА.
На двух фанерных щитах изображена фигура космонавта. Но он без космического костюма, в обычной тренировочной форме. Его нужно срочно одеть к полёту. Каким образом? В щит с рисунком вбиты маленькие гвоздики, на каждый гвоздик надевается квадрат, на котором нарисована деталь костюма..Если квадратики повесить правильно, космонавт будет готов к полёту. Играть могут два человека, или две команды, тогда они вешают квадратики по очереди.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ.
Распределить вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам.
1. Кто из учёных нашей страны явился основоположником космонавтики?
(К. Э. Циолковский)
2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы в освоении космоса?
(Академик С. П. Королёв)
3. Какая дата стала началом космической эры человечества?
(4 октября 1957 года. В этот день был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли)
4. К какому событию приурочено празднование дня космонавтики?
(День космонавтики в нашей стране, как и Международный день космонавтики, отмечается 12 апреля, в день первого космического рейса Юрия Гагарина)
5. На какую дальнюю планету Солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?
(На планету Венера 1 марта 1966 года станция "Венера-3" доставила вымпел тогда ещё Советского Союза)
6. Может ли на Луне работать барометр-анероид?
(Этот прибор на Луне работать не будет, так как на её поверхности нет атмосферы)
7. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?
(Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
8. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
(Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своём составе кислород)
9. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и Звёздам?
(Нельзя. Небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
10. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё?
(Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между землёй и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт может увидеть нашу землю)
11. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он "завис" над какой-нибудь точкой земной поверхности?
(Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определённой высоте (около 40 тыс. км.) угловая скорость вращения спутника совпадёт с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной)
12. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?
(Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а их масса мала. Эспандер же можно использовать с успехом и в невесомости - ведь физические усилия приходится применять при растяжении пружин)
13. В чём заключается разница между метеором и метеоритом?
(Метеор - атмосферное явление (сгорание космических частиц в воздухе). Метеорит - небесный камень, упавший на Землю)
14. Когда мы ближе к Солнцу? Зимой или летом?
(Зимой Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты)
15. Назовите хотя бы пять персонажей из научно-фантастических произведений об освоении космоса.
(Можно назвать такие имена: Мишель Ардан, мистер Барбикен из романа Жюля Верна "Из Пушки на Луну", Кейвер - из романа Г. Уэллса "Первые люди на Луне", Лось, Гусев - герои романа А. Толстого "Аэлита" и другие)