Ирина Петровна Токмаковапринадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е гг. Ещё в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Её мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей. Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 год, когда в журнале "Мурзилка" был напечатан первый стихотворный перевод народных песенок для детей. Первый отдельный сборник Токмаковой "Водят пчёлы хоровод" появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями. В 1962 году выходит из печати сборник "Крошка Вилли-Винки" с пересказами народных шотландских песенок, выполненными в лучших традициях поэтических переводов, утверждённых в детской литературе ещё в 20-е - 30-е годы К. Чуковским и С. Маршаком. Образ гнома Вилли-Винки, сказочного, но шаловливого и весёлого, как ребёнок, удался поэтессе так, как будто он всецело был создан её творческой фантазией. Тогда же, в 1962 году был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой - "Деревья". В нём - девять стихотворных зарисовок о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться ("Я надела платьице с белою каймой, маленькая яблонька, подружись со мной"). Осинку нужно согреть ("Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке"). У дуба можно поучиться выносливости ("Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый").
Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на "внучат" - маленькие ёлочки; берёза, если б ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям. За книгой "Деревья" последовали сборники "Звенелки", "Где спит рыбка", "Зёрнышко", "Вечерняя сказка", "Поехали", "Котята", "Кукареку", "Весело и грустно". С. Маршак, оценивая первые творческие шаги поэтессы, отмечал, что в её стихах есть непосредственное чувство, фантазия и словесная игра; стройность и законченность формы.
В 1967 году вышел сборник "Карусель", в котором было опубликовано основное из написанного Токмаковой за десять лет. И Токмакова становится признанным мастером поэзии для дошкольников. Кроме С. Маршака её творчество высоко оценили Л. Воронкова, С. Баруздин, В. Берестов, Б. Заходер, В. Приходько. Так Л. Воронкова отмечала зримость и конкретность поэтических образов, созданных И. Токмаковой; С. Баруздин - близость её поэзии к народной традиции и подлинную любовь к ребёнку; В. Берестов - тонкий юмор и непринуждённость, сочетающиеся с внутренней собранностью; Б. Заходер говорил о талантливости переводов и собственных стихов поэтессы. Одним из любимых жанров И. Токмаковой является литературная сказка. "Вечерняя сказка", "Кукареку", "Букваринкс", "Котята" стали добрым вкладом поэтессы в воспитание детской души. ... Читать дальше »