Биография писателя та душевная жизнь, переживаемая в детстве стихийно, которая потом, уже в пору зрелого творчества, возвращается зримыми, яркими картинами: впечатления, когда либо поразившие воображение, - образами художественного мира. Имя писателя широко известно читателям. Его произведения переведены на сорок семь языков, и тираж их в мире превысил сто миллионов экземпляров. А. Алексин удостоен международных премий, Государственных премий СССР и России, включён в Международный Почётный список имени Х.-К. Андерсена. Многие поколения читателей знают и любят повести А. Алексина "Очень страшные истории", "Необычайные похождения Севы Котлова", "Саша и Шура", "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле", "В стране вечных каникул", "Мой брат играет на кларнете", "Безумная Евдокия", "Поздний ребёнок", "Раздел имущества", "Третий в пятом ряду", "А тем временем где-то...", "Действующие лица и исполнители", "Сердечная недостаточность", "Звоните и приезжайте", "Чехарда", трилогию "В тылу как в тылу", "Смешилка - это я!"... На сцене детских и юношеских театров шли пьесы Алексина, а на киноэкранах - фильмы по его сценариям. Алексин родился в 1924 году. Рос в типичной интеллигентной семье, которая испытала на себе все трудности и сложности времён. Его детство - это Москва, 30-ые годы, любимые книги, посещение театра, музыка, которой мальчик так увлёкся, что решил сочинить либретто оперы на сюжет сказок Пушкина. Уже тогда его тянуло писать статьи и прозу. Утвердиться в своём призванииАлексину помогла поддерржка С. Маршака и К. Паустовского. Однако с первых же самостоятельных шагов в литературе Алексин ясно понял, что писатель не может воспользоваться ни чужой интонацией, ни чужой фразой. Характерным в его творчестве является - это гуманизм. Гумманистическое и трагическое, психологическое и юмористическое, драматическое и лирическое в едином сплаве - неотъемлемая черта его творчества. Его произведения формируют нравственные чувства ребёнка. Беря за основу банальную ситуацию, с которой столь часто сталкивается человек, Алексин разрешает возникшие конфликты с позиций нравственности и морали общечеловеческой, а не той, что предписывалась "моральным кодексом строителя коммунизма". Во многих повестях Алексина разрешение нравственного конфликта становится его основной писательской задачей. В повести "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле" (1963) писатель даёт нам почувствовать, как одинок мальчик и как важно не дать его душе закостенеть в ощущении непонятости и одиночества. Повесть-сказка "В стране вечных каникул" (1964) оказывается вполне реалистическим экспериментом: заговором детей и взрослых, решивших проучить ленивого , бесхарактерного мальчишку. Именно здесь писатель прибегает к новому для себя приёму: о событиях вспоминает герой, уже ставший взрослым. Изучению психологии подростка Алексин посвящает повесть "Мой брат играет на кларнете" (1967), где осуждает деспотизм любви. Эта тема продолжилась в юношеских повестях "Безумная Евдокия" (1976), "Дневник жениха" (1980). Анатолий Алексин - один из самых читаемых авторов в 70-80 - е годы. Ипользуя разнообразную повествовательную форму вплоть до детектива в "Повести Алика Деткина" (1988), писатель концентрировал внимание читателя, причём не только детского, подросткового, но даже юношеского и взрослого, на насущных проблемах современности.