Ирина Петровна Токмакова принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е гг. Ещё в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Её мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей. Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 год, когда в журнале "Мурзилка" был напечатан первый стихотворный перевод народных песенок для детей. Первый отдельный сборник Токмаковой "Водят пчёлы хоровод" появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями. В 1962 году выходит из печати сборник "Крошка Вилли-Винки" с пересказами народных шотландских песенок, выполненными в лучших традициях поэтических переводов, утверждённых в детской литературе ещё в 20-е - 30-е годы К. Чуковским и С. Маршаком. Образ гнома Вилли-Винки, сказочного, но шаловливого и весёлого, как ребёнок, удался поэтессе так, как будто он всецело был создан её творческой фантазией. Тогда же, в 1962 году был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой - "Деревья". В нём - девять стихотворных зарисовок о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться ("Я надела платьице с белою каймой, маленькая яблонька, подружись со мной"). Осинку нужно согреть ("Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке"). У дуба можно поучиться выносливости ("Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый"). Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на "внучат" - маленькие ёлочки; берёза, если б ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям. За книгой "Деревья" последовали сборники "Звенелки", "Где спит рыбка", "Зёрнышко", "Вечерняя сказка", "Поехали", "Котята", "Кукареку", "Весело и грустно". С. Маршак, оценивая первые творческие шаги поэтессы, отмечал, что в её стихах есть непосредственное чувство, фантазия и словесная игра; стройность и законченность формы. В 1967 году вышел сборник "Карусель", в котором было опубликовано основное из написанного Токмаковой за десять лет. И Токмакова становится признанным мастером поэзии для дошкольников. Кроме С. Маршака её творчество высоко оценили Л. Воронкова, С. Баруздин, В. Берестов, Б. Заходер, В. Приходько. Так Л. Воронкова отмечала зримость и конкретность поэтических образов, созданных И. Токмаковой; С. Баруздин - близость её поэзии к народной традиции и подлинную любовь к ребёнку; В. Берестов - тонкий юмор и непринуждённость, сочетающиеся с внутренней собранностью; Б. Заходер говорил о талантливости переводов и собственных стихов поэтессы. Одним из любимых жанров И. Токмаковой является литературная сказка. "Вечерняя сказка", "Кукареку", "Букваринкс", "Котята" стали добрым вкладом поэтессы в воспитание детской души.
"КОТЯТА"
На свете есть котята - Касьянка, Том и Плут. И есть у них хозяйка, Не помню, как зовут. Она котятам варит Какао и компот И дарит им игрушки На каждый Новый Год. Котята ей находят Пропавшие очки И утром поливают Укроп и кабачки. Котят купить просили Продукты на обед. Они сходили в город И принесли.... конфет. Натёрли пол на кухне Касьянка, Том и Плут, Сказали: "Будет кухня - Совсем замёрзший пруд", И весело катались По кухне на коньках. Хозяйка от испуга Сказала только: "Ах!" Котята за капустой Ходили в огород. Там у капустных грядок Им повстречался Крот. Весь день играли в жмурки Котята и кроты. А бедная хозяйка грустила у плиты. Косили на опушке Касьянка, Плут и Том. Нашли в траве щеглёнка С оторванным хвостом. Они снесли больного К щеглихе-маме в лес И сделали припарки, Примочки и компресс. Ходили как-то к речке Касьянка, Том и Плут, Проверить, хорошо ли В ней окуни живут. Приходят, а у речки Лежит старик судак И до воды добраться Не может сам ни как. Скорей беднягу в воду Забросили они И крикнули вдогонку: "Смотри не утони!" Сказала раз хозяйка: "Схожу куплю букварь, Неграмотный котёнок - Невежда и дикарь". И в тот же вечер дружно Уселись за столом И выучили буквы Касьянка, Плут и Том. А после, взявши ручки И три карандаша, Такое сочинили Послание мышам: "Эй, мыши-шебуршиши, Бегите из под крыши, Бегите из подвала, пока вам не попало". И подписались все потом: "Касьянка, Плут и Том".
ГДЕ СПИТ РЫБКА.
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий к конуре. Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
СЧИТАЛКИ.
Солнце и Луна, Ветер и волна, Вода и огонь. Тёплая ладонь К замку прикоснётся, Замок отомкнётся, Раздастся звон. Ты выйдешь вон!
Ходит-бродит солнце, Ходит-бродит месяц, Кто на чистом небе Звёздочки развесит? И не я, И не ты, Не деревья, не кусты, Цвет калины, расцветай, Зяблик, зяблик, вылетай!
РАЗГОВОРЫ.
Ходит солнышко по кругу, Спит в лесу лосиха, Мы идём с тобой по лугу Тихо, тихо, тихо. Мы походим по опушке, Мы найдём тропинку. Вон сорока на верхушке Клювом чисти спинку. Вон на камне придорожном, Словно вросшим в землю, - Осторожно, осторожно! - Ящерица дремлет. Слышишь, звякнул колокольчик На лесной лужайке. Есть у нас магнитофончик, Маленький всезнайка. Он на тоненькую плёнку Пишет разговоры: Что сказал комар зайчонку, Лягушачьи споры... Целый день он с нами ходит, А настанет вечер, Разговоры переводит В звуки нашей речи. Тихо, тихо. Ни словечка. Мы нажали кнопку. Так о чём спросила речка Узенькая тропку? И о чём поведал ветер Листьям дикой груши? Мы узнаем всё на свете. Посиди. Послушай. Творческое дарование Ирины Токмаковой многогранно и тем важнее то, что основной адресат её книг - ребёнок дошкольного возраста. Это придаёт целеустремлённость и глубину её поэтическому поиску. И. П. Токмакова известна и как автор повестей о детстве - "Сосны шумят", "Ростик и Кеша". Ею написаны художественные познавательные книги для малышей: "Синие горы, золотые равнины", "Далеко - Нигерия". Её перу принадлежат пьесы: "Морозко", "Заколдованное копытце", "Мануп - отважное сердце", "Звездоход Федя", "Звёздные мастера", "Кукареку", "Стрела Робин Гуда", "Андрей Стрелок и Марья Голубка".
|