Меню сайта

Яндекс. Метрика.
Яндекс.Метрика

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Кулешовский детский отдел. МБУК МЦБ Азовского района.


Среда, 08.05.2024, 12:16
 

Повесть "Тимур и его команда"
 написана летом 1940 года. Романтике военного подвига Гайдар, как никто другой, сумел противопоставить в этой повести романтику повседневных, будничных дел в тылу. Тимур и его друзья поглощены увлекательной, таинственной игрой, требующей ловкости, выносливости, смекалки, выдержки, игрой, нужной в дни войны не только фронту, но и тылу. 
 Повесть "Тимур и его команда" была создана на основе одноимённого киносценария всего за несколько месяцев, но к созданию её Гайдар готовился, по существу, всю жизнь. Демобилизовавшийся в двадцать лет, он решил рассказать "новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось, да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало".

Главными действующими лицами повести Гайдара "Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они заняты не обычными для мальчишек развлечениями, хулиганством, а помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.

Женя втягивается в деятельность «организации». Ее старшая сестра Ольга считает, что она связалась с хулиганами и всячески запрещает Жене общаться с Тимуром и его командой. Ольга между тем начинает дружить с «инженером» Георгием, который на деле оказался танкистом и дядей Тимура. 

Тимуровцы оказывают помощь родственникам ушедших в армию, защищая их сады от воришек, нося воду, разыскивая пропавших домашних животных. Они решают дать решающее сражение банде хулиганов, которые обворовывают сады жителей. Попытки решить вопрос миром не увенчались успехом и тимуровцы победили хулиганов в рукопашной схватке. Хулиганы были пленены и заперты в будке на центральной площади поселка.

Повесть "Тимур и его команда".

Ребята из книги А. Гайдара "Тимур и его команда" делают добрые дела, не рассчитывая на благодарность и зачастую тайно. Их цель – заменить ушедших в армию родственников, облегчить жизнь оставшихся в поселке. Бескорыстное служение обществу без расчета на похвалу, награду – основной смысл повести Аркадия Гайдара.оманда" заканчивается тем, как Тимур везет Женю навстречу к отцу на дядином мотоцикле. Ольга понимает, что Тимур вовсе не хулиган, а Женя тоже занимается полезными делами. 

Конечно, дети не могут справиться со всеми «взрослыми» проблемами. Кроме того, непонятно, какой была бы повесть, если бы она описывала события не конца тридцатых годов прошлого века, а наше время, когда ограбление садов не является чем-то необычным, а вместо поиска домашних животных люди озабочены поиском работы, на улицах можно встретить алкоголика, бомжа, наркомана, преступника, банду агрессивной молодежи, трудовых мигрантов, чиновников на машинах с мигалками и т.п.

Но в любом случае, бескорыстное служение другим людям – это благо и, по сути, единственное, что отличает общество от кучки эгоистов. Может быть, поэтому поступки Тимура и его команды весьма были бы актуальны и сейчас. 



Жизнь Гайдара интересна и значительна именно потому, что она является типичной для его современников. И в своём творчестве и в своей биографии Гайдар ясен и чист. Он безусловно принадлежит к "людям будущего", и, может быть, именно поэтому так привлекателен его образ. Жизнь Гайдара - это свидетельство эпохи. Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок. С весёлыми, чуть-чуть хитроватыми глазами высокий и сильный, одетый в гимнастёрку, подпоясанный широким военным ремнём, в сапогах и папахе - таким его помнят в воспоминаниях. Случилось небывалое в детской литературе. Книга породила целое общественное движение. Многие тысячи ребят организовали тимуровские команды в городах и сёлах нашей страны.  
Аркадий Гайдар был удивительно подвижен, непоседа, бродяга. Он любил ходить и ездить по стране, видеть жизнь, встречаться с разными людьми. Мальчиком покинул он навсегда свой родной дом в тихом уездном городе Арзамасе, и с тех пор до самой смерти не было у него постоянной квартиры, обжитого благоустроенного угла, всю жизнь он был словно в походе, вся страна была ему домом. Он исколесил страну вдоль и поперёк сначала в походах как красноармеец. Его военный опыт был шире простого солдатского опыта, - недаром до самого конца своей жизни Гайдар любил вспоминать свою красноармейскую жизнь. В двадцать лету него за плечами уже был большой опыт пройденных дорог, поражений и побед, лишений и удач, встреч и потерь. Став литератором, Гайдар не сделался более"оседлым". Несколько лет он, как журналист-газетчик, работал в разных краях нашей страны: в Перми, в Архангельске, на Урале, на Дальнем Востоке. И позже он постоянно жил в разных местах, в сущности только "наезжал" в Москву. Он побывал и Сибири, и в Средней Азии, жил в Крыму, и на Украине, и на Кавказе, на Каме, на Дону, в Клину, в Мещерском крае, жил в Рязани, в Подмосковье, пробовал вновь поселиться в Арзамасе, городе своего детства, но быстро соскучился. Много ходил пешком, перепробовал, кажется, все виды транспорта, любил автомобиль, лодку. Дороги, пройденные Гайдаром, оставляли след, видны в его книгах. Гайдара никак не назовёшь "городским человеком"; он очень любил целыми днями бродить по лесу, удить рыбу где-нибудь на лесном озере, ночевать в палатке, жить в деревне, ходить по деревенским базарам. Как мальчишка, любил Гайдар всякую живую тварь: птиц, лесных зверей, домашних животных. В дневниках его живут "лохматые ёлки", "хорошие зелёные поляны, напоминающие детство". Исходив и изъездив всю страну из края в край, Гайдар хорошо знал и чувствовал разнообразную её природу. Но, очень русский "по складу своей души", он любил по-настоящему только природу средней полосы России. Гайдар не умел писать, запершись в кабинете, за удобным письменным столом, да и не было у него такого стола, ни кабинета. Он сочинял свои книги повсюду, обдумывая их по дороге, твердил наизусть целые страницы, сложившиеся у него в голове, а потом записывал их в простых ученических тетрадках или на больших листах старых канцелярских книг. И всегда неизменно рисовал в уголке каждой страницы свой заветный гайдаровский знак - пятиконечную звезду. Эта звезда всегда сопровождала его имя - подпись в письме, надпись на книге.  
 Лучшими своими сочинениями Гайдар считал повести "Р.В.С."(1925), "Дальние страны", "Четвёртый блиндаж", "Школа"(1930), "Тимур и его команда"(1940) 
 Когда началась Великая Отечественная Война, писатель встал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолёте, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулемётчик. 26 октября 1941 года на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. 

Рассказ "Горячий камень"
 Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. 
 Он пришёл на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролёг кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым. Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен. Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что ещё хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело. Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слёзы. Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова. 
 От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила. Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы. Ясно, что камень был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку. И вот он прочёл такую надпись: 
"КТО СНЕСЁТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЁТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЁТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЁТ ЖИТЬ СНАЧАЛА" 
Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые. Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет - девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе. Вот если бы через этот камень, не уча в школе заданных уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий - это другое дело! Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает. 
 Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нёс ведро извёстки, а на плечах держал палку с мочальной кистью. Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: "Вот идёт человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко". Вот с какими хорошими мыслями подошёл к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чём дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были ещё на свете такие люди, которые, очень просто могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить. И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придёт туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет. Очень огорчил Ивашку такой поворот дела. Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото. 
 Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лёг у подножия горы на сухую траву. 
"Вот! - думал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придёт хромой старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди её видели". На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это - когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофёр подвёз его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это - когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой на весёлый праздник Первое мая. "Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит", - великодушно решил Ивашка. Он встал и терпеливо потянул камень в гору. 
 И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съёжившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришёл на гору старик.  
 - Что же ты, дедушка, не принёс ни молотка, ни топора, ни лома? - вскрикнул удивлённый Ивашка. Или ты надеешься разбить камень рукой? 
 - Нет, Ивашка, - отвечал старик, - я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жизнь сначала. Тут старик подошёл к изумлённому Ивашке, погладил его по голове. Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, - говорил старик Ивашке. - А на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, - но это тогда, когда мы - ещё неумело - валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке. Мне вышибли зубы, - но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, - но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили вражескую армию. На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем. И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас, наша страна будет могучей и великой. Это ли ещё, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно! Тут старик замолчал, достал трубку и закурил. Да, дедушка! - тихо сказал тогда Ивашка. - Но раз так, - то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своём болоте? Пусть лежит на виду, - сказал старик, - и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет. 
 С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе не разбитым. И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.  
Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
Образовательный портал для учителей и воспитателейKoncpekt.ru
Учебно-методические материалы для учителей и не только...

Солнышко
Детский портал «СОЛНЫШКО» © Источник: детский портал «Солнышко» https://solnet.ee/links2

Block title
УчМет - учебно-методический портал. Профпереподготовка. Курсы повышения квалификации. Вебинары. Библиотека разработок

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей