Меню сайта

Яндекс. Метрика.
Яндекс.Метрика

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Кулешовский детский отдел. МБУК МЦБ Азовского района.


Воскресенье, 19.05.2024, 23:55

18:20
29 июня день рождение французского писателя де Сент-Экзюпери (1900-1944). «Маленький принц», «Планета людей».


Знаменитый писатель-летчик, романтик, защищавший гуманистические идеалы в кабине самолета и  за письменным столом, — таким Антуан де Сент-Экзюпери вошел в историю литературы XX в. «Для меня летать и писать — одно и то же, — утверждал он. — Главное — действовать, главное — найти себя.  
Авиатор и писатель сливаются: оба в равной степени познают мир». Двойную страсть — к художественному творчеству и к технике — Экзюпери пронес через всю свою жизнь. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, представители которого упоминались в летописях 1235 г. Кроме Антуана, в семье было еще четверо детей. Отец умер рано, и мать стремилась восполнить эту утрату своей любовью, нежностью и заботой. Она хотела вырастить детей прежде всего благородными и счастливыми людьми, поэтому отдавала предпочтение свободному воспитанию, нацеленному на поддержание их способностей и увлечений. Для Антуана мать навсегда осталась самым дорогим и близким человеком. В одном из своих писем двадцатидвухлетний Экзюпери признавался ей: «Ваши письма помогают мне жить, они приносят мне свежесть. Мамочка, откуда Вы берете эти чудесные слова? Целый день нахожусь под их впечатлением. Вы нужны мне так же, как в детстве... Вы — лучшее, что есть у меня в жизни... единственная отрада, когда у меня тяжесть на душе. Только Вы — моя защита, только Вы все знаете и можете меня утешить».

Детские годы писателя прошли в родовом замке Ла Моль, в котором царила почти сказочная атмосфера. Настоящей сокровищницей тайн далекого прошлого казался детям чердак замка, на котором хранились несколько «поколений» роскошных нарядов, шляп, ботфортов. Чарующие сказки, семейный уют, веселые детские праздники и игры — вот из чего был соткан солнечный мир детства Антуана. Глубокую связь с ним писатель ощущал до конца своих дней. Детство было для него больше чем светлым воспоминанием — оно было его духовной «отчизной». «Я родом из детства, — говорил писатель, — я пришел из детства, словно из страны».

В то же время он был «родом» и из XX столетия. С детства увлекавшийся техникой и изобретательством, Экзюпери выбрал профессию летчика, порожденную веком научно-технического прогресса. В ту пору она считалась самой модной и рискованной.

Свободное от вылетов время Экзюпери посвящал литературному творчеству. В своих книгах он преимущественно описывал то, что пережил сам, или пересказывал истории, услышанные от коллег. Наиболее известные его произведения, написанные по следам реальных событий, — «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939), «Военный летчик» (1942) — повествуют о жизни первых авиаторов, выполняющих трудную, но важную и нужную работу. Герои этих книг — отважные, благо­родные, влюбленные в свою профессию люди. Они счастливы в полете и страдают на земле, где им слишком часто приходится сталкиваться с косностью и скукой обыденной жизни. Их объединяют готовность мужественно выдержать любые испытания, верность товарищеским узам и чувство ответственности за других людей. Это чувство Сент-Экзюпери ценил превыше всего. «Моя духовная культура, — говорил он, — наследуя Богу, сделала каждого ответственным за всех людей и всех людей — за каждого... Человек, воспитанный в этих правилах, обладал бы силой могучего дерева. Какое пространство мог бы он охватить своими корнями!» Идеал человека, чей гуманизм заключается в ответственности за судьбы близких и далеких людей, за судьбы человечества и всей планеты, писатель утверждал и в своих художественных произведениях.

В годы войны с гитлеровской Германией Экзюпери, здоровье которого было подорвано травмами, полученными в авиакатастрофах, добился того, чтобы его приняли на службу в военно-разведывательную авиацию. Во время одного из разведывательных вылетов он пропал без вести.

 

Маленький принц. (краткое содержание)

Когда мне было шесть лет, в одной из книг я увидел картинку, как удав глотает хищного зверя. Там еще говорилось, что змея заглатывает свою жертву целиком, не жуя, после чего спит полгода подряд, пока пища не переварится. Я много думал, потом нарисовал своего удава, заглотнувшего слона. Однако взрослые сказали, что мое изображение сильно напоминает шляпу. Тогда я сделал змею прозрачной, и мне посоветовали больше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Так я отказался от блестящей карьеры художника и выбрал совершенно другую профессию, однако свой первый рисунок я всегда носил с собой. Ког­да я встречал взрослого, который казался мне понятливей всех остальных, я показывал ему свое творение, однако все они отвечали мне, что это шляпа.

Так я и жил в одиночестве, не имея возможно­сти поговорить с кем-либо по душам. Однажды шесть лет назад мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Я должен был сам исправить неполадку в моторе или погибнуть. Воды бы мне хватило только на неделю. В первый же вечер я уснул на песке, и за тысячу миль не было никакого жилья. Каково же было мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок.

Открыв глаза, я увидел перед собой маленького мальчика. Я сразу понял, что этот малыш не­обыкновенный. По его виду нельзя было сказать, что он заблудился или до смерти устал. Он попросил меня нарисовать ему барашка. Когда я стал спрашивать, откуда он взялся в пустыне, он снова попросил нарисовать барашка. Я достал из кармана лист бумаги и ручку, но вспомнил, что не умею рисовать. Однако мальчик попросил еще раз. Я нарисовал трех барашков, но всех их малыш забраковал. Тогда я нарисовал коробку и сказал, что его барашек сидит внутри. Малыш очень обрадовался, сказав, что теперь барашек может спать в этой коробке. Вдруг мальчик спросил, много ли барашку понадобится травы, ведь у него дома ее очень мало. Я успокоил свое­го маленького приятеля. Так я подружился с Маленьким принцем.

Мальчик просто засыпал меня вопросами, од­нако, когда что-нибудь спрашивал я, он будто не слышал меня. Однако из мимоходом оброненных слов я понял, что он прилетел с очень маленькой планетки, которая называется астероид Б-612.

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о моем маленьком друге. На третий день я узнал о трагедии с баобабами. Мальчик спросил меня, едят ли барашки кусты. Я ответил, что да. Ма­лыш обрадовался и сказал, что, значит, его барашек будет есть и баобабы. Я возразил, поскольку знал, что баобаб — это огромное дерево, которое едва ли понравится на вкус маленькому барашку. Маленький принц рассудительно заметил, что, пока баобабы не вырастут, они бывают очень маленькие. Малыш рассказал мне, что на его маленькой планете растут травы полезные и вредные. Земля планеты заражена семенами баобабов. Если позволить этому дереву вырасти, оно завладеет всей планетой, пронизав ее своими корнями. Маленький принц рассказал мне, что неукоснительно соблюдает одно правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету. Малыш каждый день выпалывал баобабы, как только их можно было отличить от других растений.

Понемногу я понял, как печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на его планете. Долгое время у него было только одно развлечение — любоваться на закат. Его планета была такая маленькая, что это явление можно было наблюдать много раз подряд, достаточно было только передвигать стульчик, на котором он сидел.

На пятый день малыш меня спросил, едят ли барашки цветы. Я ответил, что они едят все, что попадется. Мальчик возразил, сказав, зачем же тогда нужны шипы. Я был занят гайкой, которая никак не хотела отвинчиваться, поэтому наобум сказал, что шипы вообще не нужны, цветы выпускают их просто от злости. Наступило молчание. Затем Маленький принц почти сердито сказал, что не верит мне, что цветы слабые и простодушные, своими шипами они стараются придать себе храбрости. Я не ответил, поскольку боролся со своей гайкой, думая, что будет, если стукнуть по ней молотком.

Наконец я ответил, что занят серьезным делом, поэтому ответил ему первое, что пришло в голову. Малыш заявил, что я, как и все взрослые ничего не понимаю. Он сказал, что знает одну планету, где живет господин с багровым лицом, который за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Зато он с утра до вечера складывает цифры и считает себя серьезным человеком. По мнению мальчика, это был не человек, а гриб. Маленький принц спросил меня, неужели не важно узнать, зачем цветы миллионы лет отращивают шипы, если от них нет никакого толка, неужели не важно, что цветы и барашки воюют друг с другом? Он рассказал мне, что на его планете растет один единственный в мире цветок, и он волнуется, чтобы барашек его не съел.

Вдруг мальчик заплакал и не смог больше говорить. Я и думать забыл про ту злополучную гайку и стал успокаивать малыша. Я пообещал ему нарисовать барашку намордник, а для цветка броню и чувствовал себя очень неловким и неуклюжим. Скоро я узнал, что на планете Маленького принца всегда росли простые скром­ные цветы, у них было мало лепестков. Но вот однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс крохотный росток, непохожий на все ос­тальные. Вскоре кустик перестал тянуться вверх и на нем появился бутон. Малыш никогда рань­ше не видел таких бутонов. Неведомая гостья долго прихорашивалась, наряжалась, прежде чем раскрыться. Она была ужасная кокетка.

Наконец одним солнечным утром бутон рас­крылся. Красавица, позевывая, сказала, что на­силу проснулась. Маленький принц не мог отвести от нее глаз и ответил, что она прекрасна. Неведомая гостья не отличалась скромностью. Она тут же заставила мальчика полить себя ключевой водой и соорудить для нее ширму, защи­щающую ее от сквозняков. Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и малыш совсем с ней измучился.

Хоть Маленький принц и полюбил прекрасный цветок, он чувствовал себя несчастным, близко к сердцу принимая его слова. Он признался мне, что был тогда слишком глупым: на­до было судить не по словам, а по делам. Она озаряла его жизнь и наполняла всю планету чудесным ароматом, поэтому он не должен был бежать от нее. Мальчик сказал, что цветы так непоследовательны, а он еще не умел любить.

Как я понял, Маленький принц решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Он думал, что никогда уже не вернется. Малыш в последний раз полил свой цветок, со­брался накрыть его колпаком и чуть не заплакал. Красавица сказала ему, что была глупа, попросила у него прощения и пожелала ему счастья. Маленький принц удивился. Она добавила, что любит мальчика, однако виновата в том, что он не знал об этом. Затем красавица еще раз пожелала ему счастья и сказала, чтобы он побыстрее уходил. Это был гордый цветок, и он не хотел, чтобы кто-то видел, как он плачет.

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Он решил посетить их в первую очередь.

 

На первом астероиде жил король. Он, облаченный в пурпур и горностай, в одиночестве восседал на троне и очень обрадовался, увидев мальчика. Он воскликнул, что наконец-то у него появился подданный. Малыш зевнул. Тогда король заметил, что этикет не разрешает зевать в присутствии монархов. Мальчик сказал, что он случайно, поскольку долго был в пути и почти не спал. Король подумал и сказал, что он повелевает своему подданному зевать. Маленький принц ответил, что он не может зевать. Король хотел сказать, что он повелевает то зевать, то не зевать и совсем запутался. Мальчик спросил, где нахо­дится его государство и кто ему повинуется. На что монарх ответил, что все: и планета, и звезды — ему повинуется. Восхищенный малыш попросил короля повелевать солнцу закатиться, чтобы полюбоваться на закат. Король сказал, что если он прикажет своему генералу порхать бабочкой с цветка на цветок или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит этого, то виноват будет тот, кто отдал такой не­лепый приказ. По мнению монарха, власть должна быть прежде всего разумной, поэтому перед тем, как отдать приказ о заходе солнца, он подождет благоприятных условий. Мальчик спросил, когда настанут те благоприятные условия, и услышал, что в семь часов вечера. Он был разочарован, ему стало скучно. Маленький принц сказал королю, что ему пора. Монарх стал уговаривать его остаться, обещая сделать своим министром юстиции. Однако мальчик не согласился и полетел дальше.

На второй планете жил честолюбец. Он тоже обрадовался мальчику, вообразив, что тот им восхищается. Маленький принц спросил его о забавной шляпе, которая была у него на голове. Честолюбец ответил, что она нужна ему, что­бы раскланиваться, когда его приветствуют. Однако человек сразу погрустнел, поскольку на его планету редко кто заглядывал. Он попросил малыша похлопать в ладоши, а сам приподнял шляпу и скромно раскланялся. Минут пять Маленький принц хлопал в ладоши, наблюдая за хозяином планеты. Затем ему это надоело. Он о чем-то спросил честолюбца, однако тот его не слышал. Человек сказал малышу, что почитать значит признавать кого-то самым красивым, самым умным и богатым. Честолюбец попросил гостя восхищаться им. Маленький принц, пожав плечами, сказал, что восхищается, но вскоре сбежал с этой планеты. В который раз он подумал: до чего же взрослые — странные люди.

На следующей планете жил пьяница. Он молча смотрел на полчища бутылок — пустых и полных. Мальчик спросил, что он делает, на что услышал ответ: «Пью». Тогда Маленький принц спросил, зачем он пьет. Человек ответил, что для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Малыш отправился дальше.

Четвертая планета принадлежала деловому человеку, который был так занят, что даже не заметил появление мальчика. Он шептал какие- то числа. Маленький принц спросил его, что он считает. Деловой человек был недоволен, что ему мешают, однако ответил, что считает маленькие блестящие штучки, которые иногда бы­вают на небе. Мальчик понял, что это звезды, и спросил, зачем, и услышал, что хозяин этой планеты владеет этими звездами. Гость поинтересовался, в чем заключается это владение, ведь звезды нельзя взять и положить в карман. Дело­вой человек ответил, что он может положить звезды в банк, для чего достаточно записать на бумажке, сколько у него звезд, положить эту бу­магу в ящик и запереть на ключ. Маленький принц сказал ему, что у него есть цветок, который он поливает, есть три маленьких вулкана, которые он прочищает. И цветку, и вулканам полезно, что он ими владеет. Звездам же нет никакой пользы от делового человека. Хозяин планеты не нашелся, что ответить, и Маленький принц полетел дальше.

На пятой планете жил фонарщик, а она была настолько маленькая, что на ней помещался только фонарь. Не понятно, для чего на планете, где нет ни домов, ни людей, находился этот фонарь. Маленький принц подумал, что, может быть, фонарщик и нелеп, однако он более поле­зен окружающим, чем король, честолюбец, делец и пьяница, поскольку, когда он зажигает фонарь, рождается еще одна звезда или цветок.

Поравнявшись с этой планетой, мальчик по­клонился хозяину и спросил, почему тот погасил свой фонарь. Тот ответил, что такой уговор, и зажег фонарь. Он объяснил мальчику, что его планета с каждым годом вращается все быстрее и быстрее. Если раньше ему удавалось отдохнуть днем и поспать ночью, то сейчас он вынужден постоянно либо зажигать, либо тушить фонарь. Маленькому принцу понравился человек, который был так верен своему слову, он предложил хозяину идти по своей планете с такой скоростью, чтобы все время находиться на солнце. Фонарщик ответил, что больше всего на свете любит спать, поэтому это мало ему поможет, и снова по­тушил фонарь. Мальчик хотел подружиться с хозяином, поскольку мог бы смотреть здесь закат тысячу четыреста сорок раз в сутки. Однако на этой маленькой планете не было места для двоих.

Шестая планета была в десять раз больше пре­дыдущей. Здесь жил старик, который писал тол­стенные книги. Он сообщил мальчику, что он географ, то есть ученый, и знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни. Малыш просил, есть ли на этой планете моря, города, пустыни или горы. Старик ответил, что не знает, поскольку он ученый, а не путешественник. Ученые принимают у себя путешественников и записывают их рассказы. Когда кто-нибудь расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки, порядочный ли человек этот путешественник. Это делается для того, чтобы исключить вранье, иначе в учебниках географии все перепуталось бы.

Старик попросил мальчика рассказать о своей планете, раскрыл толстенную книгу и очинил карандаш. Маленький принц рассказал о трех вулканах, один из которых был недействующим, затем упомянул о цветке. Географ заметил, что цветы в учебниках не отмечаются, пото­му что они эфемерны, то есть могут исчезнуть, в отличие от горы, моря или пустыни. Мальчик подумал, что его краса и радость недолговечна, что она осталась одна на его планете. Маленький принц впервые пожалел о покинутом цветке. Он спросил географа, куда лучше отправиться. Тот посоветовал посетить планету Земля, пользующейся неплохой репутацией, и мальчик отправился в путь.

 Сент-Экзюпери написал это непохожее на другие произведение незадолго до своей смерти. Печальная и насмешливая сказка понятна как взрослому, так и малышу. Она лирична и трогательна, но одновременно мудра и человечна. Сказка напоминает взрослому, что он не сильно отличается от маленького человечка, особенно если сохранил в себе способность остро чувствовать, сопереживать чужому горю и умению лю­бить и дружить. В произведении ловко сплетаются сказочные и реальные события, ведь в нашем мире так просто встретить честолюбцев, пьяниц или географов, которые за учебниками совершенно не замечают красоты окружающего мира. Автор подсказывает, каким нужно быть человеку на Земле, иногда недоброй и суровой, однако единственной и любимой.

 Источник -

http://sochineniepro.ru/сочинения/Маленький_принц/Краткое_сод.


Просмотров: 1050 | Добавил: РОССИЯ | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
Образовательный портал для учителей и воспитателейKoncpekt.ru
Учебно-методические материалы для учителей и не только...

Солнышко
Детский портал «СОЛНЫШКО» © Источник: детский портал «Солнышко» https://solnet.ee/links2

Block title
УчМет - учебно-методический портал. Профпереподготовка. Курсы повышения квалификации. Вебинары. Библиотека разработок

Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей