Меню сайта

Яндекс. Метрика.
Яндекс.Метрика

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Кулешовский детский отдел. МБУК МЦБ Азовского района.


Понедельник, 20.05.2024, 05:07

10:58
Вита́лий Валенти́нович Биа́нки (30 января [11 февраля] 1894, Санкт-Петербург[1] — 10 июня 1959, Ленинград) — советский писатель, ав


11 февраля 1894 – 10 июня 1959 гг

ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ И ХУДОЖНИКИ СОЗДАЛИ МНОГО КНИГ О ПРИРОДЕ В НАДЕЖДЕ, ЧТО ОНИ НАУЧАТ ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ЕЁ, ПОМОГУТ ПОНЯТЬ, КАК ОНА ПРЕКРАСНА, РАСКРОЮТ ЕЁ ЗАГАДКИ И ЧУДЕСА. ВЕДЬ КАЖДАЯ КНИГА О ПРИРОДЕ - ЭТО ТРОПИНКА, ВЕДУЩАЯ В ДРЕМУЧИЙ ЛЕС, В ЗОЛОТИСТЫЕ ПОЛЯ, НА ПЁСТРЫЕ ОТ ЦВЕТОВ ЛУГА, К СЕДЫМ БОЛОТАМ, НА БЕРЕГА ВЕЛИЧАВЫХ РЕК И ОЗЁР. КНИГИ О ПРИРОДЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У НАШИХ МАЛЕНЬКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. МЫ ЖИВЁМ В МИРЕ СО СЛОЖНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ. КОНЕЧНО МЫ НЕ В СИЛАХ ОЧИСТИТЬ ВОЗДУХ ОТ ПЫЛИ, ГРЯЗИ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫБРОСОВ.  
НО МОЖЕМ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ, СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАШИХ МАЛЕНЬКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. КНИГИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ ИГРАЮТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. ОНИ РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР, СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА. ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЯТ ЧТЕНИЕМ ЭТОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМ ПРЕДЛОЖИЛИ ИГРУ-ПУТЕШЕСТВИЕ "КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ, ЧТО В ЛЕСУ РАСТЁТ". РЕБЯТА СОВЕРШИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСНЫМ ТРОПКАМ. УЗНАЛИ, КАКИЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ЛЕСУ, ОТВЕТИЛИ НА ТЕ ЗАГАДКИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА. СОВЕРШИТЬ ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОМОГЛИ ПИСАТЕЛИ ДМИТРИЕВ, ПРИШВИН, СЛАДКОВ, СКРЕБИЦКИЙ, ШИМ И ДРУГИЕ.  МЫ ВСЕ ЛЮБИМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ. С РАННЕГО ДЕТСТВА МЫ СЛЫШИМ НАСКОЛЬКО ОНА ХРУПКА И УНИКАЛЬНА. НО НЕ ВСЕ БЕРЕЖЁМ ЕЁ, А ПОРОЙ И ПРОСТО ВАРВАРСКИ ОТНОСИМСЯ К ПРИРОДЕ. НАША РАБОТА ВНОСИТ, ПУСТЬ НЕБОЛЬШОЙ, ВКЛАД В ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ, СТРАНЫ С ЧИСТЫМИ, ПРОЗРАЧНЫМИ РЕКАМИ, БЕСКРАЙНИМИ ПРОСТОРАМИ, ТЕНИСТЫМИ ЛЕСАМИ. В СВОЕЙ РАБОТЕ МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМ ЖУРНАЛ "ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ", "МУРАВЕЙНИК", СВИРЕЛЬ", "ФИЛЯ". ОНИ ЗНАКОМЯТ ЧИТАТЕЛЕЙ С ПОСЛЕДНИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, РАСКРЫВАЮТ СУЩНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ, УЧАТ БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ К ЕЁ БОГАТСТВАМ.      

1.ВСЕ ПАНЫ ПОСКИДАЛИ КАФТАНЫ, ОДИН ПАН НЕ СНЯЛ КАФТАН. (ЛИСТЬЯ И ХВОЯ) 

2. СТОИТ ЕГОРКА В КРАСНОЙ ЕРМОЛКЕ, КТО НИ ПРОЙДЁТ, ВСЯК ПОКЛОН ОТДАЁТ. (ЗЕМЛЯНИКА)
3. ЗУБОВАТО, СЕРОВАТО, ПО ПОЛЮ РЫЩЕТ, ТЕЛЯТ, ОВЕЦ ИЩЕТ. (ВОЛК)
4. СТОИТ ЛЕТОМ ЗОЛОТАЯ, СЛАДКИМ МЁДОМ НАЛИТАЯ. (ЛИПА)
5. ДОМИК КРУГЛЫЙ КОСТЯНОЙ, В НЁМ МАЛЬЧИШКА ОЗОРНОЙ. (ОРЕХ)
6. ЭТОТ ГРИБ КРАСИВЫЙ, КРАСНЫЙ, НО, ПОВЕРЬТЕ,- ОН -  ОПАСНЫЙ. (МУХОМОР)
7. В РЫЖИХ ШАПОЧКАХ ЛИСИЧКИ, НАЗЫВАЮТ ИХ...(ЛИСИЧКИ)
8. ПОД СУГРОБОМ ОН РАСТЁТ, СНЕГОВУЮ ВОДУ ПЬЁТ. (ПОДСНЕЖНИК)
7. В БЕЛОЙ ШАПКЕ СТОИТ ДЕД, ЕСЛИ ДУНЕШЬ - ШАПКИ НЕТ! (ОДУВАНЧИК)
8. ВДОЛЬ ДОРОГИ У МЕЖИ В ЗОЛОТИСТОЙ СПЕЛОЙ РЖИ, СЛОВНО СИНЕНЬКИЙ ГЛАЗОК, СМОТРИТ В НЕБО....(ВАСИЛЁК)
9. АЛАЯ МАТРЁШКА ПРОСИТСЯ В ЛУКОШКО. (МАЛИНА)
10. ДЛЯ НАЧИНКИ ПИРОГА ПОДОЙДЁТ НАМ КУРАГА, А КАКОЙ ДУШИСТЫЙ ПЛОД
ЛЮДЯМ КУРАГУ ДАЁТ? (АБРИКОС)
11. ЖИВЁТ В ЛЕСУ, УХАЕТ, КАК РАЗБОЙНИК; ЛЮДИ ЕГО БОЯТСЯ, А ОН ЛЮДЕЙ БОИТСЯ. (ФИЛИН)
12. ДНЁМ СПИТ, А НОЧЬЮ ЛЕТАЕТ И ПРОХОЖИХ ПУГАЕТ. (СОВА)
13. БЕЗ РУК БЕЗ ТОПОРЁНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЁНКА. (ГНЕЗДО)
14. НИ ЗВЕРЬ, НИ ПТИЦА, А НОС КАК СПИЦА, ЛЕТИ - КРИЧИТ, СЯДЕТ - МОЛЧИТ. КТО ЕГО УБЬЁТ, СВОЮ КРОВЬ ПРОЛЬЁТ. (КОМАР) 
15. ТРЯХНУЛА БЕЛЫМ РУКАВОМ - И ПОКАТИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ. (ЗИМА)
16. В ЛАДОШИ ХЛОПНУЛА РАЗОК - ВЗГЛЯНУЛ ПОДСНЕЖНИКА ГЛАЗОК. (ВЕСНА)
17. СВЕРКАЛО СОЛНЦЕМ НАД СТАНИЦЕЙ, А В ЗАКРОМА ЛЕГЛО ПШЕНИЦЕЙ. (ЛЕТО)
18. ОНА ПРИШЛА ПОХОДКОЙ ЛИСЬЕЙ И ОБОРВАЛА С ВЕТОК ЛИСТЬЯ. (ОСЕНЬ)
19.НА ЗЕЛЁНОЙ НОЖКЕ КРУГЛЫЕ СЕРЁЖКИ. ОНИ АЛЫ КАК РУБИНЫ, С КОСТОЧКОЙ ПО СЕРЕДИНЕ. (ВИШНЯ)
20. НА КАКОМ ЦВЕТКЕ ГАДАЮТ, ЛЕПЕСТОЧКИ ОБРЫВАЮТ. (РОМАШКА)

21. КТО В БЕРЛОГУ СПАТЬ ЛОЖИТЬСЯ, ВОЛК МЕДВЕДЬ ИЛИ ЛИСИЦА? (МЕДВЕДЬ)
22. КТО КОЛЮЧИЙ СЛОВНО ЁЛКА, НОСИТ НА СПИНЕ ИГОЛКИ? (ЁЖИК)
23. ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ОНА ХИТРЕЙ, ШУБКА РЫЖАЯ НА НЕЙ. (ЛИСА)
24. Я - ЛЕСНОЙ ИСПОЛИН, БРОЖУ МЕЖ СОСЕН И ОСИН. ЕСЛИ ГОЛОВУ ЗАКИНУ, ТО ДОСТАНУ ГОРСТЬ РЯБИНЫ. (ЛОСЬ)
25. МЫ РЕБЯТА ХВАТКИЕ, СЕБЕ ПОСТРОИМ ХАТКИ МЫ. СПИЛИМ ИВЫ И ОСИНЫ И СООРУДИМ ПЛОТИНЫ. (БОБРЫ)
26. У МЕНЯ ЕСТЬ ДУПЛО, В НЁМ СУХО И ТЕПЛО. УКРЫВАЮСЬ Я ХВОСТОМ, СПЛЮ В ДУПЛЕ Я СЛАДКИМ СНОМ. (БЕЛКА)
27. УГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА СКАЧЕТ ПО ДОРОЖКЕ, СЛОВНО КОШКИ НЕ БОИТСЯ - СОБИРАЕТ КРОШКИ. А ПОТОМ НА ВЕТКУ ПРЫГ И ЧИРИКНЕТ: "ЧИК-ЧИРИК" (ВОРОБЕЙ)
28. КТО ЛЕТАЕТ, КТО СТРЕКОЧЕТ - РАССКАЗАТЬ НАМ НОВОСТЬ ХОЧЕТ? (СОРОКА)
29. КТО ЛЕТАЕТ ТЁМНОЙ НОЧЬЮ И СХВАТИТЬ МЫШОНКА ХОЧЕТ? (СОВА)
30. ЭТА ПТИЦА НИКОГДА ДЛЯ ПТЕНЦОВ НЕ ВЬЁТ ГНЕЗДА. (КУКУШКА)
 
      
БИАНКИ В. В. - ЧЕЛОВЕК И ПИСАТЕЛЬ.
Когда говорят о его книгах, прежде всего видят в них познавательную ценность, называют "учебниками леса", "лесной энциклопедией". В книгах Бианки много интересных, точных наблюдений и сведений. Он создавал истинные произведения искусства. Бианки писал про зверей и птиц, про деревья и травы "Одним из самых любимых писателей детей нашей страны" назвал Виталия Бианки (1894 - 1959) старейшина русской литературы И. Соколов-Микитов. Бианки, утверждал Маршак, - "первый из наших детских писателей, который ввёл в свои книги настоящий биологический материал, не отказываясь в то же от создания сюжетной повести". Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге 12 февраля 1894 года в семье известного биолога и с детства приобщился к биологии и географии. В зрелые годы он жил в разных районах страны, много путешествовал.
 С 1923 года В. Бианки вошёл в литературу как профессиональный детский писатель.  Самые обыденные жизненные явления под пером писателя становятся яркими и неузнаваемыми. Удивление - начальный этап в творческом процессе Бианки. От него путь лежит к ощущению радости жизни, оптимизму, которыми проникнуты все произведения писателя. С юмором рассказывает Бианки о том, как зайцу, медведю и косачу плохо стало жить голой осенью("Дед Мороз и Весна"). И они послали Синицу за Дедом Морозом. "Дед Мороз покряхтел, пришёл - мешок снега на лес высыпал". Медведь рад, заяц - не очень, а косач вообще недоволен(скрываться негде). Сделал Дед иначе - опять не всем угодил. И началась весёлая кутерьма: одному хорошо, другой недоволен. Другого ублажил, третий и первый сердиты. Так в спорах и зима прошла. Ушёл Дед Мороз. 
 Самое прекрасное, по Бианки, в жизни - Доброта. В каждой книге Бианки, будь то сказка как "Муравьишка домой спешил", охотничий рассказ "Музыкант" или "Приключения Пика" происходит праздник добра и справедливости. Одна из задач, которую ставит Бианки и которая сближает его с Пришвиным, - воспитать в ребёнке чувство сопричастности природе и земле. Бианки при всей поэтичности сохраняет точность и объективность создаваемой картины. Знания натуралиста, обогащённые открытиями науки накладывают отпечаток на манеру поэтизации, заставляют приводить в соответствие с научными данными сведения об обитателях природной среды.
"КНИГИ БИАНКИ УЧАТ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ И, ГЛАВНОЕ, БЕРЕЧЬ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, ВЫЗЫВАЮТ ГОРЯЧИЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ЕЁ БОГАТСТВА" И. С. Соколов-Микитов.
  
   
 
На свете не бывает чисто  детских писателей, которые всю жизнь работали бы исключительно для детей. Не бывает на свете чисто природоведческих писателей, которые писали бы исключительно о природе. Однако почти у любого правила бывают исключения. И вот одно из них - Виталий Валентинович Бианки. Писатель, которого знают и любят читатели самых разных возрастов, - как говорится, - "от двух до восьмидесяти". Но сам он писал почти исключительно для детей и почти исключительно о природе. И при этом - вот что самое удивительное - не любил  самого слова "природа"! Потому что, полагал он, слово это испорчено (люди учёные сказали бы - "скомпрометировано") слишком уж частым и неуместным употреблением. 
 - Болтают: "природа, природа", - ворчал он, - а сами придут на пляж или в лес и тут же без зазрения совести его замусорят. Вот тебе и природа"! Ещё больше раздражало его ходячее выражение "покорение природы". 
 - Не по
корять её нужно, - возмущался он, - а понять, изучить, узнать, и она сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню". Сегодня эти мысли понимают и разделяют многие. - Жестокость людей оборачивается прежде всего против них самих, - говорил Бианки, слыша рассказы друзей о бесчеловечном отношении к "братьям нашим меньшим"". - Она развращает. А от жестокости к зверю до жестокости к человеку - один шаг. Никакая материальная выгода не может оправдать жестокости. 
 По книгам Бианки можно изучать классификацию животного мира; среди героев его книг - млекопитающие, рыбы и птицы, земноводные и пресмыкающийся, насекомые и членистоногие... Есть, наверно, и представители других классов, но сразу всех не упомнишь. Однако среди этих бесчисленных героев есть у него и самые любимые - птицы! Недаром они явно преобладают в творчестве писателя, им посвящено подавляющее большинство произведений, притом лучшие из них! Все его герои заняты своими делами, иногда отвлекаются и разговаривают между собой или с нами  на человеческом языке. Это для нас, читателей, чтобы мы могли понять, узнать и полюбить их. Больше сказочного,  неправдоподобного там и нет ничего. Конечно, если не считать, что весь мир природы - чудо и сказка. Разве не сказочно умение маленькой пеночки клювиком свить себе шалашик гнездо, а уж если рыбка вьёт гнездо - просто трудно поверить. В творчестве Виталия Бианки счастливо сочетается образное виденье художника и научная точность наблюдения. Первый дар - от рождения, второй - от воспитания. Отец его был известный орнитолог, учёный, занимающийся исследованием птиц, работал в Зоологическом музее Петербурга. Влияние отца на сыновей было большим. С детства Виталий проводит много времени с отцом в лесу и считает его своим главным лесным учителем. Через много лет, рассказывая об истории создания самой известной своей книги - "Лесной Газеты", он вспоминает о совете отца написать о том, что делается вокруг нас в природе в течение всего года, о "колесе года". В юности Виталий Бианки хочет стать учёным, продолжателем дела отца. Поступил на биологический факультет университета , но вскоре был мобилизован и, как студент, направлен в юнкерское училище. После революции судьба привела его на Алтай, в город Бийск. Там он преподавал биологию в школе и участвовал в создании краеведческого музея (теперь музей носит имя В. Бианки). Осенью 1922 года вернулся в родной Петроград. Тут уже было не до университета: у него образовалась маленькая, но семья. Заработки случайные. Однако он посещает студию начинающих писателей при институте дошкольного образования. Вскоре признаётся в письме к другу-биологу, что далёк от науки, искусство гораздо ближе ему, он пишет книги для детей про птиц, про всякую лесную живность. А через много лет запись в дневнике: "...одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни". 
Сама жизнь подтвердила великую актуальность для нас книг Виталия Бианки, писавшего исключительно о природе. Пришло время, когда они оказались нужнее, чем многие другие книги, сугубо "человеческие" и куда более солидные и важные, жизнь заставила нас воочию убедиться, что книжки "о птичках, цветах и деревьях" - это в конечном счёте всё равно о нас самих. И прежде всего о том, жить или не жить человеку на планете Земля... 
Рассказ Мышонок Пик
Как мышонок попал в мореплаватели
 Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестрёнка прилаживала паруса из тряпочек. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта .
 - Надо из прямого сучка, - сказал брат, взял ножик и пошёл в кусты. Вдруг он закричал оттуда: - Мыши, мыши! Сестрёнка бросилась к нему. 
 - Рубнул сучок, - рассказывал брат, - а они как порскнут! Целая куча! Одна вон сюда под корень. Погоди, я её сейчас... 
 Он перерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка. 
 - Да какой же он малюсенький! - удивилась сестрёнка. - И желторотый! Разве такие бывают? 
 - Это дикий мышонок, -  объяснил брат, - полевой. Тут мышонок открыл розовый ротик и пискнул. 
 - Пик! Он говорит, его зовут Пик! - засмеялась сестрёнка. - Смотри, как он дрожит! Ай! Да у него ушко в крови. Это ты его ножиком ранил, когда доставал. Ему больно. - Всё равно убью его, - сердито сказал брат. - Я их всех убиваю: Зачем они у нас хлеб воруют? 
 - Пусти его, - взмолилась сестрёнка, - он же маленький! Но мальчик не хотел слушать. 
 - В речку заброшу, - сказал он и пошёл к берегу. Девочка вдруг догадалась, как спасти мышонка. - Стой! - закричала она брату. - Знаешь что? Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира! На это брат согласился: всё равно мышонок потонет в реке. А с живым пассажиром кораблик пустить интересно. Наладили парус, посадили мышонка в долблёное судёнышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился. Ребята махали ему руками с берега. В это время их кликнули домой. Они ещё видели, как лёгкий кораблик на всех парусах исчез за поворотом реки. 
 - Бедный маленький Пик! - говорила девочка, когда они возвращались домой. - Кораблик, наверно, опрокинет ветром, и Пик утонет. Мальчик молчал. Он думал, как бы ему извести всех мышей у них в чулане. 
А вам, жалко маленького мышонка Пика?

 
Просмотров: 1844 | Добавил: РОССИЯ | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Вход на сайт

Друзья сайта
Образовательный портал для учителей и воспитателейKoncpekt.ru
Учебно-методические материалы для учителей и не только...

Солнышко
Детский портал «СОЛНЫШКО» © Источник: детский портал «Солнышко» https://solnet.ee/links2

Block title
УчМет - учебно-методический портал. Профпереподготовка. Курсы повышения квалификации. Вебинары. Библиотека разработок

Календарь
«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей